Модернизация: что дальше?

Россияне теряют веру в эффективность правительства. В марте 2011 г. большинство граждан (40% против 23%) заявили, что не верят в способность правительства добиться в ближайшее время позитивных изменений в стране. Такие данные объявил Левада-центр: доля положительных оценок и позитивных ожиданий упала до рекордно низкого за последние пять лет уровня[1].

(Комментарий аналитиков журнала «Совшкола»)

Тема модернизации стала для российского политикума PR-поводом. Именно модернизация была заявлена как стратегическая задача в 2008 г., когда В.В. Путин пересаживался из кресла президента в кресло премьер-министра и когда Д.А. Медведев избирался президентом страны. О том, что такое модернизация во всемирно возобладавшем обществе постмодерна, что такое модернизация в российском обществе конкретно, модернизировавшемся уже неоднократно (при Петре Великом, при П.А. Столыпине, при В.И. Ленине и И.В. Сталине) никто не задумывался. Если модернизация – это переход традиционного общества в современное, то о какой модернизации можно говорить в России, когда уже позднесоветское общество стало современным (достаточно рациональным, достаточно образованным, достаточно бюрократичным и т.д.)? Конечно, антисоветчики, пришедшие к власти в перестройку, разрушили созданную в СССР индустрию и ударили по общественному сознанию, переведя индустрию и сознание в лучшем случае в досовременный этап их развития. В худшем – в худшем выбросив их в неизвестность, в состояние, в котором они застряли, находясь где-то между аграрным, современным и постиндустриальным обществами.

В 2008 г. и позднее предполагалось, что модернизация – это развитие, причем развитие это касалось по преимуществу технологической стороны дела, экономической и, возможно, немного политической. На деле же модернизация куда более сложный процесс, и барьер этой сложности нашим политикумом взят не был. И вот мы уже видим, как общество, уставшее от кризиса, теряет остатки надежд и рейтинг высшего руководства страны начинает достаточно ощутимо падать. Причем обозначается эта тенденция в предвыборный год.

В таком случае есть по крайней мере три предельных политических сценария. Либо высшее руководство страны сумеет переломить эту негативную тенденцию своими позитивными действиями, либо… Либо возобладают самые деструктивные силы, для которых важна не модернизация России, а вообще то, чтобы никакой России не было бы и в помине. Третий вариант – пробуждение нашего общества, нахождение в нем трезвых сил, способных не допустить худшее и организовать текущие процессы так, чтобы они перестали быть нескончаемым регрессивным трендом.

1. Источник: http://news.rambler.ru/9404469/.

Эксперты: