К вопросу об оценке Власова и власовцев

 

М.И. Фролов
доктор исторических наук, профессор,
вице-президент Академии военно-исторических наук

К вопросу об оценке Власова и власовцев[1]

Не так много времени остается до светлого праздника - 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, праздника, объединяющего все социальные слои общества, людей всех национальностей, верующих и атеистов, людей всех возрастов нашей страны. В выступлениях руководителей государства, субъектов Федерации все чаще звучат слова признательности тем, кто мужественно бился с врагом на поле боя и самоотверженно трудился в тылу.

Однако, проявилась набирающая силу тенденция демагогической критики в книгах, в средствах массовой информации нашей Победы, стремление с иезуитским упорством похитить ее у народов России, исказить ее социально-политическую сущность, поставить под сомнение справедливый, освободительный характер войны против фашизма. Кое-кто глумится над ветеранами войны, превозносит и выдвигает в ранг героев предателей Отечества, ставит их в пример для подражания.

Речь идет прежде всего о настойчивых попытках реабилитировать Власова и власовцев, всех коллаборационистов, изобразить их как подлинных патриотов, боровшихся во имя «свободы» народов СССР от тоталитарного режима.

Примером этому является вышедшая в прошлом году книга профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова [1], в которой едва ли не главным героем Великой Отечественной войны провозглашается предатель Власов. По мнению отца Митрофанова, перейдя к нацистам, Власов совершил подвиг, сделав единственно правильный выбор, а советские воины, победившие фашизм, оказываются, по отцу Георгию «носителями лжи». «Наше общество, - пишет автор, - состоит из людей, в подавляющем своем большинстве жившим во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они "служили России", - называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерация, - а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а только себе» [2]. Г.Митрофанов выступил в представленном ему эфире двух телеканалов - федерального «5 канала» и петербургского канала «100», где продолжал свою идеологию предательства [3].

К сожалению, о. Георгий не одинок. Во время презентации его книги и позднее суждения автора «как глубоко и истинно церковные, содержащие исключительно «евангельские, христианские» оценки поддержали игумен Петр (Мещеринов), протоирей Владимир Мустафин, редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин [4].

Самое возмутительное, что индульгенция злейшим врагам Отечества с позиций слепой ненависти к русскому народу, к россиянам звучит из уст священнослужителей Русской Православной Церкви. А ведь им хорошо известна позиция РПЦ в годы войны, поддержка ею духовно-нравственных традиций, сохранение русского национального самосознания, осуждения попыток представить предателей героями, а истинных защитников Родины - предателями.

22 июня 1941 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергей обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В нем, в частности, говорилось: «Православная наша церковь всегда делила судьбу народа, вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь». Патриарх благословил верующих на борьбу за оборону Отечества.

26 июня митрополит Ленинградский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, обратился к духовенству и верующим с обращением «Церковь зовет к защите Родины». В нем говорилось: «Церковь неумолимо зовет к защите матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь божью правому делу, молится о полной и окончательной победе над врагом».

8 сентября 1943 г. Архиерейский Собор РПЦ осудил изменников вере и Отечеству. «Среди духовенства и мирян, - говорится в нем, - находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан других, жертвующих собою за родину... Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенный сана». Это соборный голос Церкви. Как могут православные священники пытаться оправдывать генерала Власова, предавшего свой народ, свое Отечество, если он отлучен от Церкви за измену? [5]

23 августа 2009 г. во время визита в Архангельскую епархию в беседе с общественностью в Архангельском драматическом театре Святейший Патриарх Кирилл высказался по теме Власова и коллаборационизма. Взгляды авторов, которые «утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен», патриарх охарактеризовал как постмодернистские. Эти люди, по словам патриарха Кирилла, «размывают границы между добром и злом» [6].

В своей статье диакон В.Василик приводит послание патриарха Кирилла генерал-лейтенанту В.В. Варенникову по поводу кончины его отца - В.И.Варенникова, из которого хорошо видно, кого РПЦ в лице своего Предстоятеля считает героем Великой Отечественной войны: «Уважаемый Владимир Валентинович! Примите мои глубокие соболезнования в связи с постигшей всех нас тяжелой утратой...

Имя генерала Варенникова навсегда вписано в историю Российской Армии. Участник Великой Отечественной войны, знаменосец Парада Победы 1945 года, выдающийся военный организатор и патриот, он олицетворял собой совесть и честь офицерской корпуса нашей страны... Ушел из жизни человек, имя которого по праву считается одним из символов доблести, искренности, бесконечной преданности долгу и Отчизне...

С уважением,

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси» [7].

Резонно возникает вопрос, чем же суждения о. Г.Митрофанова и иже с ним отличаются от героизации тех, кто с оружием в руках сражался на стороне гитлеровской Германии – эсесовцев в Прибалтике, украинских коллаборационистов-бандеровцев?

На земле былых сражений установлены часовни и храмы, мемориалы и памятники - знак всенародного преклонения перед священной памятью всех павших защитников Отечества. И трудно не расценить все причитания и заклинания о героизме Власова и его сподвижников как плевок на братские могилы, как ком грязи вслед уходящим в вечность фронтовикам, миллионам людей, до конца выполнившим свой воинский долг перед Родиной. Не иначе, как наша Победа - у них бельмо на глазу.

Эта реабилитация изменников дает ядовитые плоды, повод для оскорбления живущих ветеранов. Вчитайтесь в откровения правозащитника А.Подрабинека в адрес ветеранов Великой Отечественной войны. Стыдно цитировать ушат грязи, вылитый этим защитником свободы слова на головы заслуженных людей, возмутившихся вывеской «Антисоветская» над одной из шашлычных. Но кое-что приведем. «Это вам только кажется, что отдых ваш заслуженный и почетный. Это вам только кажется, что вы пользуетесь всеобщим уважением. Вам внушили это давно, но ваше время кончилось... Вы так возмутились «антисоветским» названием, потому, что, верно, вы и были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, помогали на расстрельных полигонах... Презрение потомков - самое малое из того, что заслужили строители и защитники советского режима».

Надо ли комментировать? Очень точно охарактеризовал эти злые, оскорбительные пассажи в адрес ветеранам автор одной из статей в «Санкт-Петербургских ведомостях». «Не критика это - признание в ненависти к людям, отдавшим силы и жизнь на благо родной страны. И столь нехороши слова господина Подрабинека, что прямо хочется стряхнуть их со столбцов «Санкт-Петербургских ведомостей». Презрение потомков - это то, без чего не обойтись, боюсь, самому Александру Пинхосовичу» [8].

Эти намерения - представить предательство добром, а защиту Отечества - злом лопаются как мыльные пузыри при ответе на главный вопрос - вопрос о характере войны, которую вел советский народ против фашистской Германии.

Давно ставшие известными документы убедительно свидетельствуют о варварском, беспощадном характере войны Германии против Советского Союза, суть которой можно выразить двумя словами «завоевать и уничтожить».

Еще в марте 1941 г. Гитлер так определил военные и политические цели войны против СССР. «Наша задача в России - разбить вооруженные силы, уничтожить государство... Речь идет о борьбе на уничтожение». При этом имелось в виду: «Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению» [9]. Уточняя долгосрочные планы, фюрер говорил: «Должно быть совершенно ясно, что из этих областей (завоеванных земель - авт.) никогда уже не уйдем. По утверждению Гитлера, они представляют собой «огромный пирог», который следовало «освоить». Для оккупированной страны устанавливались три критерия: во-первых, овладеть; во-вторых, управлять; в-третьих, эксплуатировать. Ради этого «мы будем применять все необходимые меры - расстрелы, выселения и т.п.» [10]. А что будет с русскими? Обратимся к Генеральному плану «Ост». Сам план не сохранился, но имеются некоторые документы, относящиеся к этому плану, в том числе составленные доктором Ветцелем, начальником колонизации Первого главного политического управления министерства Розенберга, датированный апрелем 1942 г. «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ... с биологической, в особенности с расово-биологической точки зрения...» [11]. Предлагаем читателю еще одну выдержку из ставших известными документов: «Уничтожение биологической силы восточных народов путем негативной демографической политики... Ее цель - изменить в перспективе количественное соотношение между чужеродными народами и немцами в пользу последних и таким образом уменьшить трудности, возникающие при господстве над ними» [12].

На территории СССР намечалось создать четыре рейхкомиссариата - германские провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других городов предусматривалось стереть с лица земли.

После вторжения в пределы советского государства и оккупации ряда территорий фашисты приступили к выполнению программ геноцида в отношении «расы недочеловеков» - русской нации.

Известный немецкий историк Г.А. Якобсен подчеркивал: «Он (Гитлер - авт.) твердо решил Россию расчленить, беспощадно эксплуатировать и деспотически угнетать «восточных недочеловеков», а также использовать страну для великогерманского населения» [13].

Все вышеизложенное достаточно убедительно раскрывает главные цели военно-политического руководства Германии в войне Советским Союзом и вряд ли нуждаются в комментарии. Они свидетельствуют о беспочвенности всяких словоблудий о войне Гитлера и Сталина, национал-социализма и еврейского большевизма, вдалбливаемые в головы немцев Геббельсом и его сподручниками, нашедшими единомышленников в России. Победа в войне фашистской Германии привела бы не к освобождению от тоталитаризма, а к расчленению страны, уничтожению десятков миллионов людей и превращению оставшихся в живых в слуг немецких колонистов.

Информированный читатель может спросить, стоило ли так обстоятельно раскрывать то, что хорошо известно абсолютному большинству нормальных людей. Видимо, следует, так как именно этот аспект войны - важнейший и определяющий - исчез со многих экранов телевизоров, о нем молчат по радио, почти не сообщают о варварских планах фашизма в книгах о Великой Отечественной войне, во многих учебниках для школ и вузов. Сокрытие правды об истинных намерениях агрессора лежит в основе оправдания предателей, переметнувшихся на сторону врага в годы войны.

Советские люди поняли умом и сердцем, что фашизм наносит удар по самым первоосновам его бытия. И они сплотились перед общей бедой. Да, были недовольные, незаслуженно попавшие под репрессии или имевшие пострадавших родственников, были и оскорбленные, обиженные советской властью, лишившей их прежнего имущества и положения в обществе. Но война отодвинула обиды, как правило, в сторону. Вопрос о жизни и смерти народов Советского Союза затрагивал каждого человека, помогал многим подняться выше «классовых обид». Страстное желание уберечь Отечество от порабощения создавало объединительный тонус, прочную базу для сплочения всех социальных групп. На борьбу с агрессорами поднялось население независимо от классовой принадлежности, социального положения в обществе, национальности и вероисповедания. На первый план выступили общенациональные духовные ценности. Война вызвала патриотизм народа, возвысившего долг служения Отечеству над собственными нуждами, страданиями, потерями. Тем самым утверждалась высшая и непреходящая ценность Отечества. На первый план выступило главное для каждого человека - стремление защитить себя и свою семью, свой дом, свою страну, свою Родину.

Если обратиться к документам, то в них можно найти факты о неоднозначном настроении народа в связи в обрушившейся на Советский Союз войны. Но именно эти документы подтверждают, что абсолютное большинство советских людей пошли в бой за ту страну, в которой жили, за то Отечество, мирную жизнь которого прервало 22 июня 1941 года. И именно в патриотизме, усиленном угрозой порабощения, заключалась сила людей, составляющая суть того, что двигало ими. Разве не об этом свидетельствует 20 миллионов (!) заявлений с просьбой добровольно зачислить в армию. Разве от страха или угрозы заключения в лагерь рвались люди на фронт, на самый опасный участок борьбы с агрессорами. Интересный и весьма характерный факт приводит в воспоминаниях генерал Г. Гудериан: «О настроении русского населения, - отмечает он, - можно было судить, между прочим, по типичным высказываниям одного старого царского генерала, с которым мне пришлось в эти дни вести беседу в Орле. Он сказал: "...Сейчас мы боремся за Россию, и в этом мы едины"» [14].

Да, советское общество раскололось, но от народа откололась и предала его, по существу, незначительная часть, в которую внес свой вклад генерал Власов, перешедший на сторону фашистов, вовлекавший соотечественников в братоубийственную войну.

Все заклинания о Власове как «патриоте», «идейном противнике Сталина», «последовательном и непримиримом борце против сталинизма» лишены всякого основания, игнорируют реальные факты, хорошо известные документы, в том числе немецкие, являются чистейшей демагогией, преследующей далеко идущие антироссийские цели.

Напомним, как этот «патриот» в одном из приказов сформулировал цели возглавляемого им «движения». «Борьба против большевизма за триумф идей фюрера германского народа Адольфа Гитлера, за строительство новой Европы» [15]. Каких целей? Ликвидация и расчленение советского государства, физического уничтожения советских людей и превращение оставшихся в слуг немецких захватчиков. Идея помогать Гитлеру «победить Сталина» практически означала пособничество врагу в разрушении наших городов и сел, грабеже нашей земли, массовом уничтожении русских и других народов нашей страны. Именно в этом клянется доброволец-власовец, принимая присягу, текст которой гласит: «В этой борьбе, которая ведется на стороне немцев и союзных армий против всеобщего врага, я торжественно обещаю Адольфу Гитлеру - вождю и главнокомандующему освободительных армий - быть верным и абсолютно покорным. Я готов за эту присягу в любое время пожертвовать своей жизнью» [16].

Знал ли Власов о подлинных намерениях фашистов? Идеологическое кредо национал-социализма, обоснование его стратегии и долгосрочных целей дано в книге Гитлера «Майн кампф», изданной в СССР еще в тридцатые годы и несомненно, что высший командный состав Красной Армии знал содержание этого труда. Об идеологии и намерениях фашистов шла речь в системе политической учебы, об участии в которой писал Власов в автобиографии. К тому же, как верно подмечено в литературе, командующий 20-й армии, освобождавшей Подмосковье весной 1941-1942 гг., не мог не видеть, не читать доклады подчиненных ему командиров и политработников о результатах гитлеровского «освобождения», о выжженных до тла деревнях, разрушенных городах, горах трупов повешенных, расстрелянных, замученных людей [17] Сдавшись в плен, он перешел на сторону врага, открыто декларирующего уничтожение нашей Родины, осуществлявшего геноцид русского народа, завоевание «жизненного пространства».

Заявление Власова об освобождении СССР от сталинизма в союзе с гитлеровской Германией ни что иное, как легенда для оправдания своей трусости, боязни смерти, оправдания себя в своих собственных глазах, в глазах идущих за ним людей.

Как поступили те, кому были дороги интересы России? Генерала Деникина приглашали сотрудничать с нацистами, но он ответил отказом, заявив: «Генерал Деникин служил и служит только России. Иностранным государствам не служил и служить не будет». Попав к немцам, тяжело раненый генерал Карбышев, за отказ сотрудничать с врагами Отечества был замучен насмерть [18]. Большинство советских генералов, попавших в плен, держались мужественно, отказались от любого сотрудничества с гитлеровцами.

Не что иное, как злая карикатура на историю войны есть миф о власовской «третьей силы», готовой при определенных обстоятельствах противостоять вооруженным путем колонизации и расчленении нашей страны. А где эта сила, даже если гипотетически предположить, готовая и способная на эти действия против вооруженного до зубов почти трех миллионного вермахта?

Общее количество коллаборационистов подсчитать пока еще вряд ли возможно. На стороне фашистской Германии, по последним отечественным данным выступали, хотя в вермахт не входили, Русская освободительная армия генерала Власова (РОА), 15-й казачий корпус генерала фон Паннвица, русский пехотный корпус генерала Штейфона, обеспечивающие их подразделения и учреждения, а также ряд отдельных частей, сформированных из граждан СССР. Всего 160-180 тыс. человек [19].

Однако, документы с немецкой и отечественной стороны противоречивы. В докладе капитана Доша от 2 февраля 1943 г. относительно численности «местных вспомогательных сил» на службе вермахта указывается: «Состояние местных вспомогательных сил на сегодняшний день следующее: находятся на фронте или транспортируются на фронт: из тюркских народов 37 батальонов, число которых достигнет после формирования 80 батальонов. Это соответствует числу около 80000 тюркских легионов. Число восточных батальонов, по имеющимся сведениям, составляет в настоящее время 80 батальонов и 140 рот общей численностью до 80000 человек... К этому можно отнести и службу порядка численностью около 60-70 тысяч человек и добровольных помощников до 400000 человек...» [20].

Что касается армии Власова (РОА), то по данным правого консервативного историка ФРГ И.Хоффмана в ней к апрелю 1945 г. находилось до 50 тысяч человек [21]. Ряд отечественных историков считают, что в германских вооруженных силах служили (подчеркнем - служили, а не воевали) от 700 тысяч до 1 млн. советских граждан. Кроме того, от 200 до 300 тысяч служили в полицейских формированиях [22], то есть около одного миллиона советских граждан [23]. К тому же отметим: не русских людей, а советских граждан. Численность сформированных батальонов и других вспомогательных войск по национальной принадлежности (на 24 января 1945 г.) такова: латышей - 108000, литовцев - 36800, азербайджанцев - 36500, грузин - 19000, народов Северного Кавказа - 15000, татар (из Татарии) - 12500, крымских татар - 10000, эстонцев - 10000, армян - 7000, калмыков - 5000, русских – 4300 [24]. Есть и другие данные, о численности всех «военных коллаборационистов»: выходцев из Прибалтики - 290 тысяч, белорусов - 70 тысяч, среднеазиатов - 70 тысяч, волжских татар - 12 тысяч, крымских татар - 10 тысяч, азербайджанцев - 40 тысяч, грузин - 20 тысяч, армян - 25 тысяч, выходцев из Северного Кавказа - 30 тысяч, украинцев - 250 тысяч (из почти 30 миллионов населения), русских (по самым завышенным оценкам) - 310 тысяч (из 99 с половиной миллионов человек населения РСФСР накануне войны) [25].

Представляется, что необходимо дать некоторые пояснения к этим данным. Для контроля захваченной территории с осени 1941 года германские вооруженные силы начали создавать «службу порядка». «Добровольные помощники («хави»)» - это невооруженные люди. Они находились при немецких дивизиях (одна или несколько рот) и использовались для всех служебных заданий, выполняемых войсками.

Немецкий историк Свен Штенберг в книге «Власов - предатель или патриот» приводит официальный доклад Гитлеру, в котором говорится о «700 тысячах представителей восточных народов». Уточняя эту цифру, он указывает, что в июне 1943 года насчитывалось более 600 тысяч трудообязанных и 200 тысяч в рядах добровольческих формирований» [26].

На первый взгляд кажется, как пытаются нас уверить горе «правдоискатели»,что много тех, кто так или иначе служил на стороне врага. Но если учесть, что это из более чем 20 млн. человек, прошедших через действующую армию во время войны, что набрано из миллионов военнопленных, когда, как пишут многие немецкие историки, «в большинстве случаев речь шла скорее не о политическом выборе, а о стратегии выживания» [27], что «военнослужащих силой принудили служить в вермахте» [28], что только 20% коллаборационистов участвовали в боевых действиях, то цифра значительно потускнеет. К тому же, некоторые формирования - «Казачья дивизия фон Паннвица», «особая дивизии Р», «русский заграничный корпус», полк СС «Варяг», некоторые «национальные формирования» - состояли в основном из белоэмигрантов [29].

Подчеркнем еще раз, во-первых, все это свидетельствует о том, что от народа откололась и предала его, по существу, незначительная часть. Весьма характерно суждение американского историка Х.Дэвиса, который констатирует, что во время войны «не было свидетельств какой-либо массовой (подчеркнуто - авт.) нелояльности к советскому режиму ни среди русских, ни среди национальных меньшинств» [30].

И, во-вторых, ни о какой «третьей силе» не может быть речи. Да и не входило это в планы Власова, спасавшего свою жизнь и предававшего тех, кому он клялся в верности. Через три года Власов - «последовательный борец против большевизма», как пытаются петь ему дифирамбы нео-либералы, предал своих новых хозяев. 11 апреля 1945 года власовцы сопротивлялись советским войскам. А чуть позже, в этом же месяце Власов телеграфировал в штаб 1-го Украинского фронта: «Могу ударить в тыл вражеской группировки немцев. Условие - прощение мне и моим людям» [31].

В конце войны власовцы оказали небольшую помощь жителям Праги, восставшим против немцев, но, не получив от руководителей восстания гарантий в связи с приближавшимися советскими войсками, кинули и чехов» [32].

Наконец, на суде Власов предал все свои убеждения и своих соратников, В своем заключительном слове он сказал: «Содеянные мною преступления велики и ожидаю за них суровую кару. Первое грехопадение - сдача в плен. Но я не только полностью раскаялся, правда, поздно, но на суде и следствии старался, как можно яснее выявить всю шайку. Ожидаю жесточайшую кару» [33].

В обыденном сознании, не извращенном ни нелюбовью, ни неуважением к своему народу, своей Родине, трудно представить оправдание измены, предательства своего Отечества в самый трагический период его истории. Нелишне напомнить, что за измену воинской присяге своей страны во время войны, переход на сторону врага, не говоря уже о вооруженной борьбе на его стороне, во всех странах считается изменой и карается по закону, предусматривающему самые суровые наказания, включая смертную казнь.

После окончания Второй мировой войны предателей судили по всей Европе. В Норвегии расстреляли Квислинга, во Франции осудили на смертную казнь маршала Петэна, потом замененную пожизненным заключением, в Румынии как военного преступника по приговору военного трибунала казнили Антонеску. Если подобная кара постигла изменников такой величины, то на что же могли рассчитывать куда более мелкие фигуры типа Власова [34].

Можно понять стремление некоторых историков объяснить, выявить причины, которые толкнули часть советских людей на сторону врага. Однако, нельзя обелить поступок тех, кто оказался на той стороне, тем более представить их идейными «борцами» за свободу, против тоталитаризма. Выше приведен вполне достаточный фактический материал, убедительно доказывающий, что идея помогать Гитлеру «победить Сталина» означала пособничество врагу «завоевать и уничтожить», закабалить русский народ и другие народы страны - исторической России.

Возникает вопрос, кому нужна реабилитация предателей, оскорбления и унижения защитников отечества, кто заинтересован в этой откровенной наглой лжи, как объяснить её в год годовщины Победы в Великой Отечественной войне?

Реабилитация коллаборационализма вообще, Власова и власовцев в частности, искажение освободительного характера борьбы советского народа против фашизма объективно ведет к пересмотру итогов Второй мировой войны и выгодно тем силам, которые стремятся обесценить соглашения, достигнутые державами-победительницами на Ялтинской и Постдамской конференциях, на Нюрнберском процессе над главными нацистскими военными преступниками, подтвержденные Генеральной Ассамблеей ООН (11.12.1946 г.) принципы международного права, признанные Уставом трибунала и нашедшие выражение в его приговоре. Тем самым они надеются на осуществление вытекающих из этого негативных для России геополитических, идеологических и финансовых последствий.

Восхваление деяний Власова неизбежно оправдывает коллаборационизм в других странах, прежде всего в Прибалтике и на Украине, где он носит ярко выраженный русофобский характер [35], ведет к стремлению найти морально-психологическое оправдание поступкам определенных политических деятелей и сил, способствует формированию общественного сознания, признающего правильный сепаратизм.

Налицо политика изменить ценностные ориентиры в обществе, признать измену - доблестью, а трусость - героизмом и тем самым убрать источники позитивного самоощущения, а в итоге - похитив у народа победу в Великой Отечественной войне.

Что же породило такой всплеск доморощенной критике собственного Отечества, подвига народа в Великой Отечественной войне?

Не исключено желание подладиться под западные обвинения СССР в агрессивности, поставив, по существу, на одну доску Советский Союз и нацистскую Германию. Как это пытается сделать прозападная литеральная оппозиция. На российском радио и телевидении именно эту идею развивает Н. Сванидзе при поддержке писателя В. Ерофеева [36]. А для этого нужно возвеличить всех, кто боролся с оружием в руках на стороне врага против собственной страны.

Некоторые из «нынешних власовцев» посчитали, что образование Комиссии при Президенте российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории у ущерб интересам России дали им якобы некий шанс развеять советские мифы об истории нашего государства, а отсюда их политика оказать на комиссию давление, «подсказать», пишет один из реабилитаторов Власова, как и в каком направлении должна работать комиссия. Полагаем, что эти надежды не оправдались. Однако комиссия, созданная Указом Президента Российской Федерации 15 мая 2009 г., могла бы выработать рекомендации по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России, по нейтрализации возможных негативных последствий, должна была уже определить, ведь до 65-летия Победы осталось менее трех месяцев, основные оценки роли Советского Союза в победе над фашизмом.

По нашему мнению, опирающемуся на историческую реальность, безусловно следует констатировать, что Вторая мировая война была развязана фашистской Германией, виновной в самой страшной трагедии человечества. Англия, Франция, СССР, Польша и другие государства и их правительства, в первую очередь, недооценила агрессивную сущность и силу Германии, упустили из виду смертельную опасность, которую фашизм нес мировой цивилизации, что обусловило неудачу попыток создания противодействия потенциальному агрессору.

Ясно и четко подчеркнуть справедливый, освободительный характер войны советского народа против гитлеровской Германии, войны за национальную независимость своего государства, за свободу и честь своей Родины.

Показать, что война Советского Союза против Германии ставила своей целью помочь народам других стран освободиться от гитлеровского ига и эта миссия была выполнена с честью.

Заявить, что победа над Германией и её союзниками была достигнута общими усилиями народов и армии союзнических стран. Вместе с тем, отдавая им должное, подчеркнуть, что советско-германский фронт был главным фронтом Второй мировой войны, советский народ и его Вооруженные силы вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с врагом, которому не смогла противостоять вся Европа, и понесли наибольшие потери в войне.

И, наконец, решительно, самым суровым образом осудить тех, кто изменил Родине, перешёл на сторону врага и боролся против своего народа, своего Отечества.

Эти основополагающие положения помогли бы, не лишая никого собственного мнения, ориентировать историков, средства массовой информации, способствовали бы глубокому раскрытию бессмертного подвига советского народа в само тяжелой войне с врагом в истории России.

Представлять предателя Власова, коллаборационистов «в роли» борцов за Россию, за русский народ не что иное, как недостойная с нравственной точки зрения потуга, сознательное, преднамеренное извращение фундаментальных ценностей российского общества - патриотизма, любви к Родине, беззаветного служения интересам её народа.

 

Примечания

[1] Митрофанов Г., прот. Трагедия России: «запретные» темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике: сборник. СПб., 2009.

[2] Митрофанов Г. Указ. соч. С.156.

[3] Правда о генерале Власове. СПб., 2009.С.5.

[4] Там же. С.22.

[5] См.: Там же. С.6, 23.

[6]Там же. С.4-5.

[7] Там же. С. 76

[8] Шелих Дмитрий. Очевидное и невероятное // Санкт-Петербургские ведомости. 2009 год, 2 октября. С.3.

[9] См.: Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция. Берлин, 1992. С.42.

[10] Совершенно секретно! Только для командования! М., 1967. С.104-105.

[11] См.: Правда о генерале Власове. СПб., 2009. С.136-137; По материалам Нюрнбергского процесса. М., 1983. С.180-194.

[12] Цит по.: Фролов М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941-1944 гг. СПб., 2004. С.77.

[13] Jakobsen H.-A. Der Weg zur Teiling der Welt.Koblenz, 1978. S.103.

[14] Guderian H. Erinnerungen eins Soldaten. Stuttgart, 1978. S.226.

[15] Цит. по: Катуев А.Ф., Оппоков В.Г. Движение, которого не было, или история власовского предательства //Военно-исторический журнал. 1991. № 4. С 22.

[16] Там же.

[17] См.: Правда о генерале Власове. С.87.

[18] См.: Ляхович Д. Белые против красных. М., 1992. С.343; Правда о генерале Власове. С.125.

[19] Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. М., 2009. С.367.

[20] Война Германии против Советского Союза. С.145.

[21] Хоффман И. История власовской армии. Фрайбург, 1984. С.80.

[22] Чубарьян А.О. Дискуссионные вопросы истории войны // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. М., 1995. С.12.

[23] Мультатули Петр. Власов. История предательства // Правда о генерале Власове. С.45.

[24] Тепляков Ю. По ту сторону фронта // Московские новости. 1990. 13 мая. С.8-9.

[25] Мультатули Петр. Указ.соч. С.45-46.

[26] Штернберг Свен. Власов – предатель или патриот. Кельн, 1968. С.13, 111.

[27] Война Германии против Советского Союза 1941–1945. С.83.

[28] Der Zweite Weltkrieg. Stutgart, 1979.

[29] Военно-исторический журнал. 1990. № 6. С.49.

[30] Davies H. Toward a Marksist Theory of Nationalizm. V., 1978. P. 105.

[31] Архимандрит Тихон (Шевкунов). Идея коллаборационизма – угроза России // Правда о генерале Власове. С.15.

[32] Светозарский Алексей. Кое-что о церковной проповеди и о книге протоирея Георгия Митрофанова // Там же. С.204.

[33] Цит. по: Правда о генерале Власове. С.141.

[34] См.: Гребенев Н.Я. Один генерал и две русские армии // Вторая ударная армия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. СПб., 2006. С.102.

[35] Правда о генерале Власова. С. 30, 68, 218.

[36] Правда о генерале Власове. С. 29.

 

Эксперты: