Современные проблемы единения народов России в свете её исторического опыта
Источник: Трифанков, Ю.Т. Современные проблемы единения народов России в свете её исторического опыта / Ю.Т. Трифанков // Социально-гуманитарные исследования в БГТУ: сб. ст. – Брянск: БГТУ, 2009. – 232 с. - С. 87-102.
Ю.Т. Трифанков
доктор исторических наук, профессор
Современные проблемы единения народов России в свете её исторического опыта
Все тексты гимнов России разных периодов истории имеют общее место: они призывают свято блюсти единство народов России. Вспомните, в одном из текстов так и сказано: «…навеки сплотила великая Русь».
Все тексты летописей, современных глубоких научных работ по истории России наполнены этим же содержанием.
И вот в начале двадцать первого века в России появился государственный праздник с пока еще не устоявшимся названием: День единения народа России.
Если вспомнить нашу историю, сделать динамичный и очень короткий геополитический ее обзор, то станет ясно, почему для России это так важно.
Русь возникает (по летописям, дошедшим до нас) сразу же как многоэтническое государственное образование на границе Леса и Степи (Брянско-Черниговского леса) и, развиваясь, занимает территорию от Балтики до Черного моря (когда-то их называли Русскими морями).
В лесостепной полосе жили экономически развитые и многочисленные славянские племена (по Днепру, Десне, Волхову, позднее – по Волге и Оке).
В лесах на севере жили финно-угорские племена, занимавшиеся главным образом охотой и рыболовством. (В 2008 г. прошел открытый Президентом России очередной съезд финно-угорских народов, на котором в качестве гостей были руководители Финляндии, Венгрии и Эстонии.)
В степях на юге жили тюркские племена, занимавшиеся в основном скотоводством. (Вспомним хотя бы казаков, жителей Северного Кавказа.)
Этнос, со временем возникший из трех составляющих с преобладанием славянского элемента, стал называться русским. «Русь идет» - писали греки. Слово «Русь» изначально обозначало всех жителей государственного образования (как сегодня «россиянин» или «американец»), и только через века, при возникновении нового этноса, в его содержание вошла новая этническая составляющая. Возникло новое этническое сообщество – русские (средневековые), интегрирующий термин «Русь».
Русь имела в период расцвета две сотни городов, весьма грамотное население, а столицы – Новгород, затем Киев – были одними из наиболее крупных городов того мира. Летописи не зафиксировали внутри Руси чисто этнических столкновений. В феодальных дрязгах принимали участие княжеские группировки, сформированные не по этническому, а по территориальному принципу. Существовала этническая и религиозная терпимость, которая и позволила возникнуть новому русскому этносу при сохранении на удаленных территориях некоторой части старых этносов.
Казалось, ничто не предвещало беды. Из жизненного опыта мы знаем, что беда не приходит одна. «Пришла беда – отворяй ворота» – таков исторический опыт народа.
Процесс возникновения частной собственности на землю (феодальной) при земледельческой общинной экономике и ее раздела правящей элитой (феодалами – князьями и боярами) привел к внутреннему распаду, которому не смогло противостоять совершенно в этом распаде не заинтересованное население, ни сельское, ни городское. «Паны дерутся – у холопов чубы трещат» – сделает вывод народ. Не остановила распад и православная церковь, имевшая духовное влияние на население и элиту.
На месте Руси возникло несколько крупных полугосударственных территорий: Владимиро-Суздальская Русь, Литовская Русь, Галицко-Волынская Русь, Новгородская Русь и т. д. Названия территорий – достаточно условные, книжные, и со временем они менялись. Для нашего обзора этих названий достаточно.
Каждая из этих частей, распадаясь, в свою очередь (по той же причине), на более мелкие части – княжества (а те – на еще более мелкие), как ни странно, претендовала на роль «собирателя русских земель», пытаясь захватывать более слабых соседей. Сегодня трудно представить, но между Брянском и Калугой лежало семь карликовых государств - верховских княжеств. Все это сопровождалось бесконечными феодальными войнами и самоистреблением.
Люди перестали называть себя русскими, появились тверичи, рязанцы, киевляне, смоляне, брянцы… Интегрирующее понятие «русские» постепенно (или быстро, процесс не исследован) исчезло. (Еще недавно были советские люди, теперь их нет: остались грузины, абхазы, русские, россияне, украинцы… А советским называть себя стало неприличным и даже опасным. Интегрирующее понятие исчезло исторически стремительно.)
Плач по Русской земле Боян исторгнул из своей груди в «Слове о полку Игореве». Его никто не услышал. Русь не сохранила единства и погибла. Погибла как сообщество навсегда. На ее месте возникнут новые государства и этносы.
Этот распад происходил накануне глобальных геополитических изменений в мире.
Организованный Папой Римским очередной Крестовый поход нищего, неграмотного, отсталого «Запада» против богатейшей, культурной, православной Византии привел к такому ее разгрому, от которого она так и не смогла оправиться. Вскоре она навсегда погибнет под ударами сельджуков с Востока, возглавляемых Османом. Возникнет Османская империя, с которой будущую Россию ждут семьсот лет войн. А пока Европа, ее «псы-рыцари» будут пятьдесят лет вывозить из Византии ее богатства: золото и серебро, ремесленников и ученых. В Европе закладывается основание для так называемого Возрождения… Потом Ренессанс будет подкреплен колоссальным ограблением Индии, Китая, Америки… Но это позже, во времена становления Московского государства.
А пока, остановленный сельджуками и монголами на Востоке, Папа перебросит свои войска в Прибалтику. Здесь «псы-рыцари», истребив большую часть языческих прибалтийских племен, создадут военно-морские базы (которые войдут в историю как ордена: Тевтонский, Ливонский…): Кенигсберг, Ригу и Таллинн, которые станут опорной базой для походов по уничтожению и без этого погибающей православной Руси.
Эсты и латы, признав новую власть и приняв католичество, преобразившись в эстонцев и латышей, со временем станут ориентироваться на Запад. Сегодня здесь проходят учения все тех же войск Запада.
Нашествие с Запада остановит Александр Невский, враг Запада –в современных западных учебниках истории, но Святой и Великий - для Нас. Не случайно в современной России его имя первым связывается с именем «Россия», хотя тогда ее, по сути, еще не было.
Одновременно возникнет, если признать наиболее распространенную историческую версию, Великая Монгольская империя, созданная Чингисханом, великим ханом Поднебесной, «данным богом». Она раскинется от Индийского до Ледовитого, от Тихого до Атлантического океана. Регион Восточной Европы, который когда-то назывался Русью, распавшийся на мелкие части, не смог оказать какого-либо серьезного сопротивления внуку Чингисхана Батыю.
Владимиро-Суздальская Русь, оказавшая некоторое сопротивление отдельными княжествами, а не совместно, практически была полностью разгромлена: часть городов уничтожены или разорены, часть элиты погибла в этих раздельных попытках сопротивляться. Эта территория стала зависимой (а по сути – частью Золотой Орды) на двести пятьдесят лет.
Такова цена отсутствию единства. Но нет худа без добра: в этой автономной части Орды начнет формироваться Московское государство. Интеграционные процессы в этой части бывшей Руси поддерживались скорее ордынцами и великими князьями, которые для Орды собирали дань.
Литовская Русь сохранит свою независимость от Орды. Отдельные русские и литовские княжества под давлением с Запада орденов «псов-рыцарей», а с Востока – Орды сольются в единое новое государственное образование – Великое Русское и Литовское княжество (Литовская Русь). Во главе будет стоять породнившаяся с русскими князьями литовская элита, большая часть населения будет русским, в государстве будет действовать законодательство Ярослава Мудрого. Жители будут называть себя русскими, не признавая этого права за восточными соседями (Московией). Эта Литва не позволит Орде установить над собой контроль.
Она будет долго считать себя вправе претендовать на объединение всех территорий бывшей Руси. Задолго до Куликовской битвы разобьет ордынские войска при Синих водах. Это будет результат большего единства действий княжеств и раньше победившей тенденции к их объединению. Здесь начнет формироваться белорусский этнос, сохранивший ближе всего к старой Руси язык, обычаи и тягу к единству. Это ощущается и в двадцать первом веке.
Галицко-Волынская Русь будет метаться между Востоком и Западом. Разгромленная Ордой, проходившей по ее территории во время похода на Запад, после отката Орды на Волгу эта часть Руси вновь консолидируется и попытается опереться на католический Запад. Однако после предательства Запада, обещавшего ей помощь в борьбе с Ордой, она, как и Александр Невский, обопрется на военную мощь Орды.
Возникнет мощное государство, которое будет признано всеми европейскими монархами и Папой, фактическим главой Западной Европы. Но после ослабления Золотой Орды и ее распада Галицко-Волынская Русь погибнет из-за внутренней неустроенности, растасканная на части западными соседями. На долгие столетия ее части войдут в состав Польши, Венгрии, потом Австро-Венгрии.
Здесь начнет из осколков Западной Руси формироваться и возникнет новый этнос – украинцы, которые когда-то называли себя русскими и не признавали, да и не признают сегодня этого права за «москалями».
Между частями бывшей Руси накопятся различия и обиды, которые не удастся преодолеть за короткий исторический промежуток времени нахождения в едином государстве в двадцатом веке. Между тем будет короткий исторический период, когда и Галицко-Волынская Русь будет претендовать на роль объединителя всей бывшей Руси.
В это же историческое время в Великом Новгороде разовьется феодальная демократия: Народное вече – главный государственный орган, самоуправление на местах, разделение властей на вече (своеобразный парламент), посадника (правительство), князя (силовая структура), церковь (хранитель казны и духовности). Но в условиях вассальной зависимости от Орды, в которой существовала жесткая вертикаль власти, развиваться такая демократия не могла.
Новгород станет хранителем русского духа в северо-восточной части Руси. Самостоятельно на роль объединителя Руси он претендовать был не в состоянии. Пытался жить автономно, не желая отвечать за всю Русь, входил в европейский торговый Ганзейский союз, метался между Литвой и будущей Московией. По территории превосходил современную Францию, простираясь от верховьев Волги до Балтики, Белого, Баренцева морей Ледовитого океана. На русский остров Грумант (ныне норвежский Шпицберген) поморы ходили на промысел. «Московиты» будут не одно столетие брать Новгород, пока окончательно не разорят его.
Так, в тяжелых муках собственного распада из-за внутренних причин, порабощения с Востока и угрозы полного уничтожения с Запада, рождалась будущая Россия.
Крохотное Московское княжество получило постоянного князя, младшего сына Александра Невского – Даниила, только после смерти великого князя. Называвшие себя «великими» Тверское, Ярославское, Рязанское княжества, а также княжества, так себя не называвшие, например Коломенское, Серпуховское и многие другие, были намного сильнее и опытнее.
Но Москва оказалась более удачливой, жестокой и беспощадной в борьбе за выживание в сложнейших исторических условиях полного истощения сил и распада общества как единого целого.
Ярлык на великое княжение, то есть на сбор дани (налогов) и, следовательно, собственное обогащение, переходил от одного князя к другому, более изворотливому и беспощадному. Методами уничтожения соперников не брезговал никто. Например, усилившаяся Тверь, в которой правили старшие Рюриковичи, пытавшаяся выйти из-под опеки Орды, тут же предавалась Москвой, и наоборот.
Так продолжалось очень долго. Никто уже не помнил о том, что они русские. О единении не было и помысла. Лишь летописцы в монастырях и православная церковь, все еще действовавшая на большей части Руси, помнили о прошлом единстве. Это мы воспринимаем ту разрозненную территорию как некогда единую Русь. Ее тогда как сообщества уже не было.
В 1380 г. произошло важнейшее историческое событие, повернувшее исторический вектор Руси в новое русло.
Воспользовавшись «великой замятней» в Орде, Московское княжество отказалось платить дань военачальнику Мамаю, незаконно захватившему западную часть Орды (хан бежал). Войска Мамая направились по обычаю наказать строптивую Москву. Навстречу ему на Куликово поле вышли москвичи, тверичи, брянцы (часть Литвы) под общим командованием Дмитрия Ивановича – Московского князя. Других не было.
Русская Литва под командованием своего великого князя шла на помощь узурпатору ханской власти военачальнику Мамаю, не желая восстановления власти великого хана. Многие княжества, например Рязань, сохраняли нейтралитет.
С Куликова поля «возвращались – русские» во главе с Дмитрием Донским. Вдохнула новое чувство единения победа, а на победу, по преданию, вдохновил Сергий Радонежский. В этих словах больше эмоций, чем реальности.
Это скорее миф, но совершенно реальный, на котором стоит наше историческое сознание. У населения разных княжеств зародилось чувство сообщности, единого центра, началось возрождение ощущения русскости, самооценки, самоопределения, самоощущения. Начался процесс возникновения этноса «новых» русских, которых потом в исторической науке будут называть великороссами – для их отличия от малороссов (украинцев) и белорусов.
В этом историческая, социально-психологическая, духовная, можно сказать, мифологическая суть победы.
Слово «победа» происходит от «по беде пройти, преодолеть беду». Началось ее преодоление, которое затянется на целых сто лет.
Взоры населения обратились к Москве. Борьба за ярлык на великое княжение вела любого князя теперь в Москву. Он уже не хотел объявлять свой город столицей. Князь стремился сесть на московский престол, который стал играть роль единого и единственного престола. А дань платили Орде еще сто лет. Реального единения еще долго не было. Шла борьба за Москву. А Москва билась с другими большими регионами бывшей Руси – Литвой и Новгородом за свое влияние на ее территории.
А еще было бездумное и безумное поведение и элиты и населения, которое прервало тенденцию к единению и безнадежно (на сотни лет вперед) сломало наметившийся было исторический вектор динамики единения.
Под влиянием победы на Куликовом поле литовский князь предложил Дмитрию Ивановичу династический брак, посредством которого предполагалось объединить две наиболее существенные части Руси (Московскую, то есть Владимиро-Суздальскую, и Литовскую –нынешние территории Белоруссии и части Прибалтики и Украины) в единое целое, которое бы возглавил впоследствии их общий внук.
Однако разгром Москвы в 1382 г. ханом, спасенным ею, Москвой, в результате победы на Куликовом поле от узурпатора ханской власти Мамая, сорвал этот договор. Причина, если верить летописи, – бездумное пьяное поведение москвичей в оставленной Донским Москве, которые нехорошо оскорбили ордынцев, а потом впустили их в город.
Оскорбленные ордынцы сожгли Москву. Литовский князь Ягайло женился на польской королеве, стал польским королем, православную и языческую Литву бросил в объятия католичества. Впереди будет объединение Русской Литвы с Польшей в Речь Посполитую и длительное противостояние ее с растущим Московским государством. Единения не произошло.
Становление новых этносов – белорусов, украинцев и великороссов – ускорилось. Ветви Руси расходились все дальше и дальше друг от друга. Накапливались отличия, противоречия и обиды.
Единый этнос так и не возродился. Поглощение при Екатерине Второй Российской империей той Литвы (Белоруссии и части Украины) уже не изменит общую ситуацию (как мы сегодня видим).
Прошло сто лет. Московия платила дань Орде. В 1480 г. в результате противостояния на реке Угре исключительно с помощью дипломатической борьбы великий князь Иван Третий добился независимости своего государства. Династический брак с наследницей последнего византийского императора принес ему титул государя, атрибутику Византии. Возникла новая идеология, разработанная православной церковью («Москва – третий Рим, а четвертому не бывать»). Иван объявил себя государем всея Руси (подчеркнем – всей, именно всей Руси).
Начало входить в обиход название «Россия».
Родилась независимая Россия. Она взяла на себя обязанность защиты православия, превратившись в крупный геополитический субъект. Интеграционные процессы приняли новое направление.
Постепенно вводилось новое государственное устройство, ликвидирующее деление на княжества, превращающее их в волости и уезды. Князья обращались в государственное чиновничье сословие или уничтожались.
Начался последний этап ликвидации раздробленности. Наступала эпоха централизации государства, завершенная Иваном Грозным через сто лет. Он уже был царем, самодержцем. Последний князь, пытавшийся остаться таковым, уничтожен.
Настало время сделанную ранее заявку на свое геополитическое присутствие в мире реализовать. Ранее Русь была геополитическим субъектом, так как контролировала два – три мировых торговых пути: по Днепру, частично по Волге и Причерноморью-Прикаспию.
Попытка царя овладеть Прибалтикой (Ливонская война), вначале удачная, была пресечена общими усилиями Запада. Но и русские, которые становились белорусами, и другие жители Прибалтики не хотели идти «под руку Москвы». Следует иметь это в виду. Как не хотел идти под Москву и Великий Новгород, включенный в состав Московии насильственно, его разорением. С тех пор он потерял свое значение как мощный экономический центр этого региона.
Москва, приобретя Новгород его разорением, оставила его без регионального величия, а выход в Балтику так и не приобрела. Приобретя много позднее Прибалтику, Москва возродила ее в местечковом националистическом виде, так и не вспомнив о величии Новгорода. И вспомнила о нем только тогда, когда в конце двадцатого века снова потеряла ее. Возможно, в двадцать первом веке в новых исторических условиях он сможет возродиться как настоящий форпост России в этом регионе.
Но вернемся во времена Ивана Грозного. Под натиском московского царя пали Казанское и Астраханское ханства, потом Сибирское. Волга стала великим торговым путем, подконтрольным Москве, дала возможность экономического и политического продвижения России на юг и восток.
Геополитическое значение России резко возросло.
Россия становилась все более многоэтническим государством с разными религиозными конфессиями. В этом ничего нового не было. Однако единение играло все большую роль.
И хотя экономическое разорение в Ливонскую войну ослабило внутреннее единение России, ничто не предвещало такую национальную катастрофу.Однако была более серьезная причина опасаться распада государственности (она и сыграла роль троянского коня). Социальная размытость общества, когда ни один социальный слой не занимал своей социальной ниши и не чувствовал себя уверенно в жизни, привела к нему.
Заканчивался период закрепощения недавно свободных крестьян, огосударствления вольных казаков, превращения в чиновников, то есть в рабов царя, бывших свободолюбивых самостоятельных князей и бояр. Быстро росло сословие дворян (особенно на новых землях юга России), которые еще походили скорее на крестьян, чем на будущих помещиков. Прервалась старая династия Рюриковичей, и новый, законно избранный царь массовым сознанием не воспринимался, то есть не был, с его точки зрения, легитимным.
Великая смута. Единение возможно только при устоявшейся структуре общества, добровольно принятой большинством населения. Этого не было, что создало потенциально крайне опасную ситуацию.
На эту неустойчивую ситуацию неожиданно наложилась страшная беда – голод. Он возник из-за критически сложных природно-климатических условий, в которых всегда существовала Русь. Здесь каждые четыре года бывал неурожай и голод. Но в начале 1600-х гг. полная потеря урожая два года подряд привела к катастрофе. Такого еще не было никогда.
Голод выкашивал целые деревни и города. Население не могло получить поддержку правящей элиты, которая подло наживалась на народной беде. Борис Годунов, спасая свой народ, отчаянно пытался повлиять на ситуацию, но не смог. В народе начались поиски нового, «хорошего» царя. Враги Годунова в собственной элите (Романовы, Шуйские и др.), а также соседи России (Речь Посполитая, Швеция и др.) воспользовались этим.
Начались крестьянские восстания, городские бунты, столкновения среди бояр и дворян, переросшие в гражданскую войну «всех против всех». Началась иностранная интервенция. После смерти Годунова, убийства его законного наследника «верными» боярами, которые только что оплакали царя и торжественно его похоронили, государство полностью потеряло управляемость.
Начался лавинообразный процесс распада общества как такового. Все перемешалось. Во всех многочисленных противоборствующих группировках были представители самых разных слоев, элит, этносов. После падения двух Лжедмитриев и Шуйскогогосударство перестало существовать. Такова цена социальной размытости общества, голода, потери управления обществом со стороны правящей элиты. Элита, оторвавшись от народа, погубила и государство, и общество, и себя.
Внутренние духовные силы сохранили немногие. Отчаянное сопротивление оказали войскам польского короля жители Смоленска, монахи Троице-Сергиевой лавры. Оставленный всеми в Кремле патриарх Гермоген рассылал письма к народу с призывами о единении в борьбе за спасение Отечества.
Казалось, все кончено. Разнородное ополчение, собранное вначале на юг от Москвы, разбежалось, предав и убив своих вождей.
Дать духовные и физические силы оказался способным лишь Нижний Новгород, менее других затронутый всеобщей катастрофой. На Красной площади в Москве стоит памятник, близкий и понятный любому в России: «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Следует признать чудом победу второго ополчения над всеми противниками единения народа.
Победа произошла благодаря прозрению лучших людей России и последующему прозрению народа. Этого не могло, казалось, быть, но это произошло. День 4 ноября 1612 года объявлен государственным праздником возрождения и единения России.
Власть же в России перехватили иные силы – те самые бояре Романовы, старший из которых Лжедмитрием (Дмитрием Ивановичем) был превращен из монаха Ипатьевского монастыря в главу православной церкви. Его сын и был избран Земским собором царем. Романовым пришлось триста лет объясняться с Русью по этому поводу.
Началась трехсотлетняя эпоха династии Романовых. Россия превратилась в огромную империю. Это и легитимизировало новую династию. Геополитический статус стремительно возрастал.
Но вернемся к началу их царствования. Еще полвека общество залечивало раны, изгоняло банды интервентов со своей территории, раскорчевывало заросшие поля, восстанавливало города и деревни. Постепенно восполнялось погибшее население, укреплялось единство.
Большую роль в управлении государством играла православная церковь. Патриарх (Романов-отец) звался «государь», как и его сын – царь. Святая Русь была духовным началом единения православной части России, а государство скрепляло все многоэтническое и многоконфессиональное российское общество в единое целое. Но единению вновь был нанесен тяжелый удар.
Раскол православного населения, произведенный руководством церкви (патриарх Никон) и государства (царь Алексей Михайлович) в результате церковной реформы, был преодолен тяжело, с отлучением церкви от государственных дел (отчасти раскол сохраняется до сих пор).
Началось уничтожение Святой Руси, ее собственной культуры. Отловили и уничтожили носителей последних остатков самобытной языческой культуры (например, скоморохов), носителей самобытной философской мысли староверов (например, протопоп Аввакум).
Церковная структура и философия стали служить не обществу, а государству. Церковь переставала быть противовесом власти. Казалось, это служило интеграционным процессам. Но, как покажет историческая практика, это было ошибочное представление новой элиты.
В это же время в состав России вошла добровольно (по собственной инициативе) восточная часть Украины во главе с гетманом Хмельницким. Однако Польша, поддержанная Западом, сумела сохранить в своем составе ее западную (Галицко-Волынскую) часть.
Усилились различия между западной и восточной частями Руси. В западной части Руси интеграционные процессы шли иначе, чем в восточной.
Петр Первый, развернув свою правящую элиту на Запад и оставив большинство населения в старом русле Святой Руси, оторвал элиту от народа настолько, что она, элита, стала ему чуждой (как иностранная, говорящая на ином языке, одетая в иные одежды и ведущая себя совсем иначе, чем все люди). Православную церковь он полностью подчинил императору, сделав ее институтом государственного влияния на население. Император, сплачивая Русь и делая ее более сильной, одновременно нарушил единство общества и ликвидировал хотя бы слабый церковный противовес своей власти, сделав ее абсолютной.
Пройдет двести лет, и народ почти полностью уничтожит эту элиту, как чуждую ему по духу, форме и содержанию. При этом народ не пощадит и византийскую культуру (храмы, иконы и т.п.), ибо она будет служить этой элите.
Екатерина Вторая превратила Россию в великую империю. Но от реформ по пути «просвещенного абсолютизма» отказалась, боясь разрушить единство государства и общества, которые, по ее словам, столь сложны, а части их находятся на таких разных уровнях развития, что только абсолютная власть удерживает их в единстве. Отменить крепостное право – означало разрушить единство общества.
Крупное крепостное земледельческое хозяйство давало возможность налоговых сборов, большой внешней торговли, наполнения бюджета, содержания армии и государственного аппарата. Его разрушение могло вызвать национальную катастрофу. (В США отмена рабства вызвала грандиозную гражданскую войну.)
Отменить крепостное право, отняв землю у помещиков, было невозможно, дать свободу крестьянам без земли – тоже. Нашли третий путь (реформы Александра Второго), который не решил проблемы.
Государство, императоры убеждением, силой власти и кровью удерживали единство народа. Единению способствовало и православие. Но деление на бедных и богатых, свободных и крепостных, православных и инородцев раскалывало общество. Преодолевали противоречия чаще силой, чем верой и убеждением.
Если в Отечественную войну 1812 г. крепостное общество сумело продемонстрировать удивительное единение, что послужило основой победы над заведомо непреодолимым противником – объединенной Наполеоном Европой, многократно превосходившей по военной силе и развитию экономики Россию, то стремительное развитие капитализма обострило ситуацию.
Зарождение в недрах феодального общества рыночных отношений и промышленности создало противоречие между феодальными основами общества и государства, с одной стороны, и, с другой стороны, нарождающимся капитализмом, которое правящая элита преодолеть не смогла.
Когда Николай Первый, напуганный «огромными промышленными городами» (так ему представлялись промышленные поселки), спросил у своих министров, какую угрозу они таят для России, один министр ответил, что огромную, а другой – что никакой, ибо «Россия не Европа».
Оппозиционные силы разных и порой противоположных взглядов, часто финансируемые и руководимые соседями с Запада (не обязательно напрямую), размывали и разрывали единство, сохранить которое в рамках старой, феодальной политической системы было уже невозможно.
При этом Россия развивалась стремительно. Она быстро обошла государства Запада по численности населения, темпам промышленного развития. Элита была самой интеллектуальной и богатой.
Пожалуй, символом этой России мог бы быть самый мощный самолет в мире «Илья Муромец». Государство простиралось от Западной Европы (Варшава) до Русской Америки, которая граничила с Испанией (Мексика). Единство такой территории сохранить было чрезвычайно сложно. Началось сокращение территории, которое продолжается до сих пор.
При поддержке России возникли в девятнадцатом веке США и Германия, в двадцатом веке – Китай, Индия и многие другие государства, которые теперь определяют геополитику в мире.
К середине двадцатого века на территории России должно было проживать пятьсот миллионов человек, а экономика должна была стать, по всем прогнозам, ведущей в мире.
Бурное развитие России на рубеже двадцатого века заставило Запад предпринять шаги по остановке ее геополитического движения, чему способствовало слабеющее внутренне единство.
Россию наперекор ее желанию втянули в мировую войну за геополитический передел мира. Промышленность России и ее недра в значительной части уже принадлежали западному капиталу.
Царское правительство занимало в западных банках огромные средства на ведение войны, передавало их частным банкам (филиалам этих же банков в России). Те, в свою очередь, выдавали кредиты акционерным обществам, которым принадлежали заводы и нефтепромыслы в России, а акциодержателями в этих обществах являлись эти же западные банки. Чем дольше шла война, тем больше они получали прибыли. Война завершилась внутренним разрушением России и Германии.
Попытка Николая Второго спасти Россию, выводя ее из войны через сепаратный мир с Германией, заставила союзников предпринять шаги по его устранению и замене на верное им правительство. Однако главной целью соседей был раздел России.
Банковская система как по команде перестала функционировать в воюющем государстве. Акционерные общества перестали финансировать свои предприятия. Они остановились.
Инфляция, галопирующий рост цен, невыплаченные зарплаты… Голодающие семьи рабочих вышли на улицы промышленных центров. Началось недовольство в армии, элите.
Император оказался в полной изоляции от своего общества и государства.
Оппозиционная Государственная дума, ее партии, политика которых корректировалась через масонскую ложу с Запада, довершили этот процесс, разрушили и без того слабеющее единство общества, организовали свержение правящего режима, создали свое – Временное правительство. Арестовали императора и его правительство, уничтожили государственную структуру, выпустили на улицы воюющей страны из мест заключения сотни тысяч уголовных элементов, предварительно ликвидировав карательную систему государства. Через созданный ими же совет, которому население доверяло больше, чем новому правительству, ликвидировали единоначалие в воюющей армии, полностью разрушив ее.
Воспользовавшись организованной анархией, ликвидацией центрального правительства России, сепаратистские силы начали отторжение от империи ее национальных окраин. «Центр» не противодействовал. Он был занят «демократией» – организацией выборов в Учредительное собрание, которое якобы должно было через полгода решить судьбу государства. Германские войска настолько быстро оккупировали территорию страны, насколько успевали...
Вслед за ликвидацией государства начался быстрый и необратимый распад общества, закончившийся Гражданской войной, иностранной интервенцией и гибелью империи.
Однако полностью ее разрушить не удалось. Этому противодействовали государственники, которые оказались среди всех враждующих сторон, а также духовные силы народа.
Как заметил один из наиболее последовательных государственников России и враг большевиков генерал Деникин, большевики сделали то, что не смог сделать он, Деникин, командующий Добровольческой армией. Они спасли Россию, точнее, ее большую часть, но в новом качестве, создав в 1922 г. Советский Союз.
Единство общества возникло на органическом переплетении старых традиций и новых идей, совпадавших с вековыми мечтами народа. Это единство дало невиданный дотоле в истории результат: возникла в кратчайший срок вторая экономика в мире и очень сильное государство. Мир называл это русским чудом.
Но Запад не понял того, что произошло, и рассчитывал на отсутствие этого единства, когда организовывал во Второй мировой войне за передел мира собственно раздел России.
Несмотря на некоторый коллаборационизм части населения и даже переход на сторону врага некоторых малых этносов, единство оказалось неожиданно для Запада высоким, и оно крепло тем сильнее, чем сильнее население осознавало грозящую поголовную гибель.
Практически все слои населения и народы, за редким исключением (например, Локотьская республика на Брянщине, власовцы на фронте, «западенцы» на Украине и часть кавказцев, крымчаков, прибалтийцев), сплотились во имя своего физического спасения. Такого духовного порыва история еще не знала, и он еще глубоко не изучен.
Это был великий духовный подвиг народа, который был вдохновлен всей историей Отечества и оперся на свои собственные исторические корни и новое, советское общество.
Победа, несмотря на колоссальные потери, вдохновила на послевоенное восстановление и созидание.
Единство, как духовная сущность, продержалось до конца века и сошло на нет из-за разложения элиты, теоретических и практических ошибок недостаточно грамотных руководителей государства, не сумевших в новых исторических условиях вовремя и верно изменить вектор развития общества.
Разрушение единства, предательство элиты и силовых структур привело к тому, что население не поверило и не обратило никакого внимания на разрушение своего государства, а затем и общества.
Советский народ исчез, даже не поняв происходящего. Общество вяло прекратило свое существование. Начался период формирования из него новых сообществ, который продолжается до сих пор.
Опасность дальнейшего распада, на мой взгляд, не преодолена и еще существует. Переходный период затянулся. Внутреннее единство еще не устоялось.
Старые поколения никогда не простят виновным того, что произошло. Они уходят из жизни.
Новые поколения еще не нашли своего места в жизни. Социальные слои не заняли предназначенных для них ниш в обществе.
Элита не насытилась властью, а рынок вообще явление переменчивое и несущее в себе неустойчивость.
В этих условиях, как показал краткий анализ истории Отечества, сохранение единства чрезвычайно важно для выживания всего общества. Для его укрепления необходимы духовная сила, растущее образованное население, развивающаяся экономика, сильное государство и патриотически настроенная элита.
Нарастающие геополитические изменения в мире, организованный мировой финансовый, а за ним и экономический кризисы требуют решительного изменения поведения рождающегося нового российского общества.
К обществу пришло понимание важности единства, и появился государственный праздник – призыв к единению.
Дело теперь за основой для этого единения.