Беларусь признана самой экологически чистой страной в СНГ

Исследователи Йельского и Колумбийского университетов, анализируя совокупность порядка 25 частных критериев (состояние воды и воздуха, государственная политика в сфере охраны биоразнообразия, практика ведения сельского хозяйства и т.д.), позволяющих проследить взаимосвязь здоровья населения и состояния окружающей среды, дать оценку жизнеспособности экосистем, составили рейтинг 163 стран мира по экологическому индексу.

Среди стран СНГ наиболее экологически чистой оказалась Беларусь, которая в рейтинге заняла 53-е место. Россия оказалась в рейтинге на 69-м месте, Армения – на 76-м, Азербайджан – 84-м, Молдова – 86-м, Украина – 87-м, Казахстан – 92-м, Таджикистан – 111-м, Узбекистан – 144-м, Туркменистан – 157-м.
Высокие места в рейтинге также занимают Латвия (21) и Литва (37). Польша оказалась на 63-м месте, Эстония – на 57-м.
Показательно, что с точки зрения экологии Беларусь опережает в рейтинге ряд стран, являющихся для какой-то части россиян популярными местами летнего и вообще заграничного отдыха: Грузию (59), Болгарию (65), Израиль (66), Тайланд (67), Египет (68), Грецию (71), Тунис (74), Индию (123). По экологическому рейтингу Беларусь опередила и своего давнего критика – США, занявшие 61-ю позицию.

Источник: http://izvestia.com.ua/ru/news/3516


Комментарий аналитиков журнала «Совшкола»:

Вне зависимости от тех критических нападок, которым часто и в России, и на Западе подвергается руководство Республики Беларусь (особенно ее президент Александр Лукашенко, обвиняемый в авторитаризме и диктатуре, квазидемократическом характере действующего политического режима), во многих народно-хозяйственных сферах она демонстрирует достаточно высокую эффективность. Сфера природопользования в этом плане очень показательна, т.к. к экологической проблематике управленческие элиты чуть ли не во всем мире часто относятся крайне пренебрежительно, по остаточному принципу. За исключением тех случаев, когда эти же сами элиты (по преимуществу постмодернистских взглядов) пытаются навязать развивающимся странам – Китаю, Индии, Бразилии, Вьетнаму и др. – жесткие экологические стандарты, способные только закабалить эти страны и навечно застопорить устои неоколониальной системы.

Беларусь в достаточно сложных экономических и экологических условиях сумела пройти между Сциллой вредительского отношения к природе и Харибдой архаичного «природоцентризма». При этом довольно высокую экологическую планку Беларусь умудряется занимать в условиях весьма значимых что называется контр-факторов – факторов, конфликтных по отношению к параметру экологичности.

Во-первых, Беларусь – одна из тех трех стран, территории которых (в их современных границах) получили наиболее сильные загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, случившейся в апреле 1986 г. Две другие страны-жертвы Чернобыльской аварии в этом печальном списке – Украина и Россия (прежде всего российско-украинское приграничье).

Ущерб, нанесенный Беларуси катастрофой на Чернобыльской АЭС, был обусловлен направлением ветра в первые дни и недели после аварии. Это привело к тому, что из всего объёма одного из наиболее опасных радионуклидов, заражающих природу при авариях на АЭС, – цезия-137 (Cs137), – выпавшего вследствие Чернобыльской аварии, свыше половины пришлось на территорию Белорусской ССР. При этом период полураспада данного изотопа достаточно высок и составляет порядка 30 лет.

Во-вторых, Беларусь имеет достаточно высокий объем промышленного производства, это, пожалуй, единственная страна постсоветского пространства, которая не допустила деиндустриализации своей экономики, смогла планомерно и успешно развить материально-производственную, индустриальную сферу и даже выйти на некоторые постиндустриальные перспективы. Причем подчеркнем: все это было сделано в рамках социально ориентированного государства. Иначе говоря, социальное государство в ХХI веке показывает свою эффективность.

Противоречие между экологичностью и промышленным развитием является ключевым для комплексных оценок эффективности белорусского руководства в сфере экологии и экономики. С одной стороны, Беларусь – страна постсоветского пространства, которая наиболее стабильно развивает свою индустрию (что по вполне понятным причинам является фактором, ослабляющим экологию, повышающим всевозможные экологические риски – достаточно хотя бы в общих чертах проанализировать экологическую ситуацию в двух стремительно индустриализирующихся странах мира – Индии и Китае), и с другой стороны она это делает с наименьшими (в сравнении с другими странами СНГ) комплексными экологическими потерями. Похоже, что главный фактор этого сочетания индустриального и социально-экономического развития с бережным отношением к природному наследию кроется в той модели, которая была использована в Беларуси и которая, как все понимают, не имеет ничего общего с идеологическими построениями либеральных экономистов (Гайдара, Чубайса, Кудрина, Грефа и т.д.).

Показательно также не только то, что Беларусь не покупает экономическое развитие ценой экологических потерь, но и не отказывается от экономического развития под предлогом завышенных экологических стандартов, к чему, например, призывает широко разрекламированная в России и мире концепция устойчивого развития, по факту представляющая собой концепцию устойчивого неразвития, способная разве что законсервировать порядки формирующегося «многоэтажного человечества». В этом плане Республика Беларусь предъявляет постсоветскому пространству интересный пример и проявляет себя как современное государство, стремящееся следовать фундаментальным ценностям модерна.

Эксперты: