Мобилизационная основа модернизации российского общества и духовно-нравственные ценности
Тезисы доклада, подготовленные Ю.Т. Трифанковым для VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в ХХI веке» (2010 г.)
Ю.Т. Трифанков
доктор исторических наук, профессор
Мобилизационная основа модернизации российского общества
и духовно-нравственные ценности
Духовно-нравственные ценности сами по себе не могут являться мобилизационной основой для модернизации. Они неизбежно отражают существующую социально-политическую и экономическую системы, формируют массовое сознание, являясь его доминантой, и через этот механизм могут участвовать в создании мобилизационной основы общества для решения им задач в критических условиях существования общества.
Современное общество является переходным. Известно, из какого предшествующего общества оно возникает и какие в том обществе были ценности. Неизвестно - в какое превращается. Система переходная и неустойчива.
Духовно-нравственные ценности, мировоззрение, вплоть до мироощущения переживают острейший кризис. Властвующая «элита» от традиционных духовно-нравственных ценностей отказалась. Общество раскололось. Часть общества (от имени модернизации) настаивает на таких «духовно-нравственных ценностях», которые духовно-нравственными не являются. Но часть общества подсознательно, по инерции ориентируется на обычные духовно-нравственные ценности: совесть, правду, верность, любовь, труд во благо себя и общества и т.п. Трудно сопоставить эти понятия рядом с такими «современными», понятиями, как депутат, губернатор, мэр, писатель, музыкант, актер…, которые ведут себя, присущим «шоу-бизнесу», образом. Других носителей традиционных ценностей, присущих ментальности, население почти не видит.
Между тем, именно последние ценности лежат в основе ментальности, в основополагающих инерционных слоях массового сознания. В этом сама природа человека, его социальная, общественная сущность. И чтобы сохранить эту природу, человек должен проходить с рождения соответствующую социализацию – ползая у телевизора, слушая родителей, учителей, бегая со сверстниками во дворе, сидя за партой в школе и вузе. Но эти понятия больше не звучат в средствах массовой информации, из уст учителей и родителей. Часть общества их стесняется, другая - предает прямой обструкции. Употребление таких понятий стало синонимом неуспешного, старомодного или «больного» человека. «Секса» много – детей мало. Когда «секса не было» – было много детей, потому что было больше любви, веры и надежды. И это не игра слов, а социально-психологическая реальность современного российского общества, переданная общедоступным языком эстрады.
Большая часть средств массовой информации, «современных» участников массовой культуры от имени институтов власти настаивают в воинствующей форме на том, что в основе духовно-нравственных ценностей должна лежать частная собственность, как «священная корова». Отсюда: обогащение любыми средствами, жить в форме «брать, а не отдавать». Эти понятия уже внедрены в верхнюю динамичную неустойчивую, легко восприимчивую часть массового сознания в виде новых «духовно-нравственных ценностей». Ими попирается сама природа и суть человеческого существования. Реализация жизни – отдавать свой потенциал другим людям – противоречит этому. Общество с точки зрения духовных ценностей перестало быть социальным.
Средства массовой информации, культуры и религии, и как духовные носители и как организации, оказались не способны противостоять этому давлению. Стало общим местом - нравственный потенциал общества уничтожен. Итог – протестный духовный отказ населения жить. Началось вымирание. В его основе не тяжелое социально-экономическое положение, а отказ от духовных ценностей. Тяжелейший духовный недуг общества, которому навязывается отказ от духовной культуры, вылился в подмену культуры на античеловеческие «ценности», которые предлагают, как новые и свойственные человеку. Люди, выросшие на духовно-нравственных ценностях, начали отказываться жить и рожать детей, так как не видят возможности изменить ситуацию, особенно для детей. Такова цена противостояния основы ментальности с ее традиционными ценностями и верхних неустойчивых, «современных» ее слоев (пьянство, наркомания, самоубийства, бродяжничество, коррупция и т.п.). Попытка религиозных конфессий противостоять этому оказалась обреченной. Обращение к церкви населения, особенно властной «элиты», оказалось безрелигиозным, бездуховным, модным явлением.
Духовно-нравственные ценности, внезапно превратившись в обычный товар на рынке услуг, перестали быть ими. А так как, они сами по себе цены не имеют, то их заменили на то, что имеет на рынке услуг цену. Услуги не могут быть мобилизационной основой. Образование, культура, любовь, семья, отечество превратились в услуги. «Духовная ценность» – в стоимость, деньги. Мироощущение - через них. Следовательно, они и решат проблему модернизации российского общества. На наш взгляд, не решат.
Россия имеет уникальный исторический опыт создания системы духовно-нравственных и мировоззренческих ценностей, возникшей на определенной социально-экономической базе, как духовной мобилизационной основы для модернизации общества с большой динамикой и перспективой. Это периоды выхода из национальной катастрофы начала двадцатого века и Великой отечественной войны (см. литературу).
Духовные характеристики: оптимизм в самое трагичное время, ощущение коллективизма, поддержки, возможностей для самореализации, осуждение личного обогащения, особенно за счет других, неотвратимость наказания желающих такого обогащения. Он создавался под давлением целого ряда внутренних и внешних факторов, которые действовали в конкретных исторических условиях. Определим общие факторы, вынудившие тогда и сегодня создать духовную мобилизационную основу модернизации.
В международном положении: фактическая изоляция, планирование раздела территории ближними и дальними соседями (открыто или завуалировано).
Внутри общества: крушение экономики, грозящее потерей независимости; показной отказ от прошлой идеологии и ценностей; смена форм собственности, социальной структуры, элит, систем культуры, образования, информации, права, регулирующих норм, традиционных форм одежды, поведенческих типов.
Опыт показывает, что цель мобилизации должна быть открытой, понятной, оптимистичной, практичной, объединяющей социальную структуру, способной отражаться в законах, опираться на основы ментальности, традиции, учитывающей самые современные мировые тенденции и моды. Она формируется внятным определением социально-экономической цели общества и должна совпадать с морально-нравственными ценностями ментальности. Это условие принятия обществом цели, вокруг которой только тогда и формируются морально-нравственные ценности верхних подвижных слоев ментальности. Раздвоенность сознания исчезает, создается единое мироощущение и у самой личности и общества в целом и ощущение единства личности с обществом, элитой. Таков мобилизационный тип общественного сознания.
Правящая структура хочет получить мобилизационный тип сознания без выполнения этих условий. Она не получит такой тип сознания, не поставив цель. Цель может поставить и само общественное сознание. Но это будет означать смену элит.
Литература
1. Методологические основы изучения массового сознания. В кн.: Трифанков Ю.Т. Массовое сознание рабочих от зарождения до 1917 года в курсе истории России. – Брянск, 2000. –С. 5 - 22.
2. Трифанков Ю.Т. К 65-летию Победы. Методические рекомендации по изучению истории Великой отечественной войны. Уроки выживания. – Брянск, 2010. – 49 с. (Близкий к указанной работе вариант см. по электронному адресу: http://sovschola.ru/experts/trifankov-yut/velikaya-otechestvennnaya-voina-na-geopoliticheskom-i-regionalnom-urovnyakh - Прим. редакции портала).
3. Шанцева Е.Н., Дзюбан В.В., Трифанков Ю.Т. Брянщина в период оккупации 1941-1943гг. Генезис партизанского движения и коллаборационизма. – Брянск, 2010. – 288 с.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии