«Суд времени». Привязывайте мин к ши
Имена (мин), не связанные с реальностью (ши), – губительны, утверждает школа Конфуция. Эти мин надо заново привязать к ши, или они погубят ши окончательно.
С.Е.Кургинян.
Анализируя отзывы о программе «Суд времени» можно выделить категорию людей, которые удивляются итогам телезрительского голосования. Удивляются они при этом не тому, что Кургинян громит своих оппонентов. Удивление у них вызывает кажущаяся противоречивость результатов голосования. Приведём пример:
«Показательно также то, что мнение "народа" менялось на противоположное, в зависимости от рассматриваемых событий. Так он поддержал Юлия Цезаря, т.е. высказался за авторитарный режим. А вот при рассмотрении событий 1993 года "народ" поддержал демократию и парламентаризм.»
http://www.5-tv.ru/forum/topic/18738/?page=0#p113232
Оппонент отвечает на данное сообщение в целом примерно тем же
«Wlas32 (автор первой цитаты – прим. автора статьи) разве не замечает, что и мнение демократов Н.Сванидзе и Л.Млечина тоже меняется: то они за диктаторский расстрел Белого Дома, то за демократию местных князьков, препятствующих созданию Римской империи...»
http://www.5-tv.ru/forum/topic/18738/?page=0#p113627
Можно предположить две причины такой трактовки итогов телезрительского голосования:
-
«Прямолинейная». Автор действительно не понимает всей сути поднимаемых в телепередаче вопросов и, как следствие этого, неправильно интерпретирует результаты телевизионного голосования.
-
«Конспирологическая». Понимая, что проигрывают по всем статьям, либералы пытаются профанировать итоги голосования, объявляя их бессмысленными по надуманной причине якобы присутствующих в их результатах противоречий.
Не будем разбираться, какая причина ближе к реальности — и в том и в другом случае необходимо обратиться к сути поднимаемых вопросов и интерпретировать результаты, исходя из неё. То есть привязывать мин к ши, состыковывать реальность и даваемые её проявлениям имена. Займёмся этим на примере первой цитаты.
В теме о Юлии Цезаре вопрос звучал следующим образом: «Роль Цезаря: губитель республики или спаситель государства?» Ни о каком авторитаризме в теме речи не идёт. В передаче же, действительно, поднимался и этот аспект правления Цезаря. Но суть вопроса состояла в том, что у обществу задавался вопрос, оправдана ли централизация и усиление власти с целью сохранения государства. И если вопрос поставить таким образом, то народ своими голосами явно и недвусмысленно сказал, что для сохранения государства усиление власти возможно и даже необходимо.
Теперь вспомним передачу о трагических событиях 1993 года. Тема звучит так: «События октября 1993 года: выход из тупика или крах демократического проекта России?» В данном случае выбор шёл не между (а) сохранением государства через сильную власть и (б) демократическим распадом. Нет! В передаче поднимался принципиально другой вопрос - вопрос о законности действий каждой из двух противоборствующих сторон и о результатах кровавого подавления ельцинской властью сторонников демократически избранного парламента. И в этом случае народ проголосовал не против авторитаризма, а за ту позицию, согласно которой результатом проявленной властью жестокости стали не демократизация общества и вывод страны из кризиса, а прямо противоположное (формирование республики с огромным перекосом в сторону президентской власти, снижение уровня политических возможностей парламента, нарастание кризисных тенденций в экономике и социальной сфере).
Аналогично в теме о ГКЧП народ голосовал не за авторитаризм как таковой («авторитаризм ради авторитаризма», «авторитаризм как сверхцель и сверхзадача»), а за сохранение страны. Пусть и с возможностью гибких и вместе с тем сильных политических действий.
Аналогично в теме, посвященной коллективизации, телезрителями также был поддержан не авторитаризм, а необходимость модернизации страны в короткие сроки, продиктованные неизбежностью войны в условиях стремительно обострявшейся геополитической ситуации.
Петр. Снова поддержан не авторитарный правитель как таковой, а развитие и усиление Российского государства, обеспечение прорыва в будущее.
Можно перебрать остальные темы и выделить в каждой суть, свою внутреннюю логику, которая и была поддержана активно голосующими телезрителями. И в каждом случае эта суть (основное содержание) будет гораздо глубже, нежели простой поверхностный ответ в духе совсем примитивных либеральных штампов: «народ соскучился по авторитаризму». (Кстати сказать, на основе таких «умозаключений» некоторыми наиболее радикальными либералами делаются выводы о народе как о «быдле», «упыре» и тому подобное).
Как мы видим из-за непонимания сути вопросов, их основного смысла и содержания, или из-за некоторой подмены понятий можно неверно интерпретировать мнение телезрителей, и тем самым объявить голосование не требующим ни осмысления, ни внимания. В общем, не требующим ничего, кроме презрительных оценок, так обильно звучащих с либеральных полос и либеральных радиостанций, в адрес телезрителей и практически в адрес российского общества.
Итак, можно заключить:
1. Ни о какой недооценке итогов телезрительского голосования не может идти и речи. Эти результаты должны быть внимательно проанализированы и осмыслены во всей их полноте и значительности.
2. Российское общество, именно таким образом отвечающее на «проклятые вопросы русской истории и современности», стремится к пониманию своей истории (а не к ее нескончаемым проклятиям в духе Сванидзе и Млечина) и желает не очередных распадов страны и перестроек (перестроек нон-стоп), а развития Российского государства и занятия им принципиально других позиций в мире.
3. Кроме того, российское общество, несмотря на последние два десятилетия невиданного по своим масштабам оболванивания, говорит свое решительное «нет» радикально-либеральному пониманию русской и российской истории, когда история эта предстает «черной дырой», «цивилизационной воронкой» и тому подобной «страшилкой».
4. История для народа является кладезем мудрости. И наш народ к этому «колодцу», своему важному духовному источнику обращается вновь. Обращается и тем самым обретает понимание себя, истории и своего великого места в ней.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии