«Шпионский скандал»: посреди и поперек перезагрузки
На фоне широко разрекламированной «перезагрузки» российско-американских отношений эти самые отношения оказались под ударом мощного «шпионского скандала»: 28 июня спецслужбы США разоблачили деятельность 10 российских шпионов (якобы шпионов). Кроме того, один «шпион» был пойман на Кипре [8; 9].
Надо подчеркнуть, что скандал с арестом шпионов разразился всего через два дня после саммита Обама-Медведев, во время которого президенты высказались за улучшение отношений между странами [1]. Однако, как отмечают некоторые наблюдатели, нельзя не отметить решимость сторон (и их глав, прежде всего, Медведева и Обамы) в продолжении «перезагрузки» [1; 3; 4], минимизации потерь от скандала, что в конечном счете и было выражено в «шпионском бартере» 4 американских шпионов-россиян (среди которых ученый Игорь Сутягин, осужденный за государственную измену на 15 лет, бывшие сотрудники ГРУ и СВР и один из руководителей службы безопасности телекомпании «НТВ Плюс» [3; 5]) на 10 граждан США российского происхождения, обвиняемых в шпионаже. Стороны пришли к компромиссу, и 9 июля на нейтральной территории произошел «размен фигурами».
Хотя надо отметить, что десятке русских шпионов обвинений в шпионаже так и не предъявили, осудив лишь за сговор с целью деятельности в качестве незаконных агентов в пользу РФ [3]. Супергромкого судебного процесса не то не получилось, не то решили не устраивать. Не то кому-то не дали его устроить, не то попросту не хватило доказательств.
Официально пойманную десятку людей обвиняют не в шпионаже, а в том, что они были незарегистрированными агентами иностранного государства. В США с 1938 г. действует закон о регистрации иностранных агентов (The Foreign Agents Registration Act), согласно которому люди, действующие в качестве агентов иностранных государств на политическом или квазиполитическом поприще, должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции США, периодически докладывать американским властям об отношениях с этим государством и о тех финансовых средствах, которые они получили за свою деятельность [7].
Итак, скандал вроде как замяли. Если замяли, то почему?
Заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Дмитрий Суслов считает, что администрация Барака Обамы не желала устраивать громкого предельно политизированного судебного процесса по причине надвигающихся промежуточных выборов в конгресс. Педалирование скандала ухудшило бы отношения РФ и США в то время как Россия является чуть ли не единственным успешным направлением внешней политики Обамы, который мог попросту лишиться последнего козыря, подтверждающего успешность его внешнеполитического курса. Нагнетание истерии в отношениях с Москвой, начавших кое-как оправляться после Пятидневной войны в Закавказье благодаря перезагрузке не выгодно и по другой причине: у России есть важные для администрации Обамы рычаги воздействия на ситуацию в Афганистане и по иранской ядерной программе, не говоря уже об такой основе перезагрузки как сокращение ядерных потенциалов [4].
С другой стороны, нельзя в этой связи не отметить, что в рамках все того же предвыборного процесса в конгресс Обама мог бы и пойти на некоторое ужесточение риторики в отношении РФ, к чему скандал давал удобный повод показать свою жесткость в отношении России. Это важно в том аспекте, что Обаму критикуют за мягкость в отношении России, подтверждением чему является не до конца антироссийский договор СНВ-3 (и нет гарантий, что он будет ратифицирован в его нынешнем ыиде), отказ от третьего позиционного района ПРО в Европе, «перезагрузка» отношений.
Видимо и то и другое имело место в принятии решения об обмене фигурами. С одной стороны администрация Обама показала, что ее политика – это не только политика умиротворения и уступок, но и политика подчас жестких реакций [4]. В общем, в таком разрезе все произошедшее может сойти за пиар обамовской администрации с целью получения электоральных преимуществ на парламентских выборах и минимизации критики за ратификацию договора по СНВ-3 в том его виде, в каком он сейчас присутствует.
Пиаровские ходы администрации Обамы – это один вариант и скорее лишь один уровень рассмотрения произошедшего скандала.
Однако есть и другие варианты или даже другие уровни. К примеру, как отмечает заместитель директора Института США и Канады В.Кременюк, в американской элите существуют силы, которые не устраивает ратификация договора по СНВ и улучшение отношений между Америкой и Россией. Кременюк отмечает, что это могут быть не только ФБР, но и многочисленные консерваторы [9].
Да, действительно, исходить необходимо из того, что по объективным причинам в российской и американской политических элитах по вопросу о перезагрузке двусторонних отношении России и США и новому договору СНВ между ними присутствуют две «партии» - «сторонники» и «противники». Судя по всему, шпионский скандал необходимо рассматривать еще и в контексте игрового взаимодействия этих сил.
Вполне понятно, что разоблачение шпионов не происходит одномоментно, и был многолетний период слежки за ними. За этими (прогремевшими на весь мир) следили несколько лет. Если так, то, в принципе с разоблачением почти всегда можно подождать, или, наоборот, ускорить его, подверстать к определенной дате (приезду высокого гостя) или же отодвинуть скандал от нее. Проще говоря, дата разоблачения – штука вполне управляемая. Таким образом, с разоблачением ради перезагрузки вполне могли бы и подождать. Но американцы говорят, что кто-то из «шпионов» собирался покидать США, и вроде как речь идет об владелице риэлтерской компании Анне Чапман и сотруднике турагентства Михаиле Семенко. Надо признать, что некоторые эксперты вообще заявляют о том, что эти двое не серьезные разведчики-нелегалы, а «отдельная группа людей», непрофессионалы, как-то привязанные к происходившему. В таком случае их отъезд был лишь предлогом к аресту как, к примеру, утверждает Александр Васильев, бывший сотрудник разведуправления КГБ, автор книг «Русский Сектор» и «Шпионы: взлет и падение КГБ в Америке» [6].
Еще более удивленную – но в чем-то полярную - позицию занял Олег Калугин, генерал-майор КГБ в отставке, бывший резидент советской разведки в США, с конца 80-х выступавший с критикой и разоблачительной информацией о деятельности КГБ. В 2002 г. в России он заочно был осужден за государственную измену. По поводу нынешнего скандала Калугин говорит [7]: «Эта группа из 11 человек – просто что-то удивительное!»
В общем и целом Калугин мыслит чересчур по-обывательски (или притворяется, что мыслит именно так): Россия – это мыльный пузырь, надутый газом и нефтью, у руля которого стоит полковник КГБ в отставке и поэтому большая политическая ставка делается на нелегальную разведку, причем методы используются просто допотопные (азбука Морзе и т.п.), а кто-то «шефа» разыгрывает и показывает высшему руководству страны, что, де мол, у нас в США действует сеть агентов и нуждается в финансировании. «В век Интернета, в век открытости западного общества такого рода нелегальные группы – это пустая трата времени и человеческих ресурсов» [7], - говорит Калугин, причем это его высказывание не просто для серьезных людей смердит своей некомпетентностью, а вообще напоминает заметку в одной из респектабельных американских газет, в которой говорилось, что США в отличие от России – открытое общество и там нечего разведывать.
Видимо логика здесь еще и в том, что открытое общество разведывать не нужно, а закрытое (читай «сегодняшнее российское») просто необходимо. Но ладно когда такое говорит газета, респектабельно окормляющая обывательскую массу, но другое дело когда это говорит отставной генерал КГБ, человек типа Калугина. Впрочем, можно понять, что Калугин подобно американскому обывателю подсел на пропаганду и мыслить в более содержательных категориях окончательно разучился. Сужение кругозора до уровня обывательского тоже случается – здесь нечему завидовать.
Он же, к примеру, говорит, что ФБР не принадлежит ни одной из партий США, а действует на основе законов США и в этом плане не могла сыграть против перезагрузки, которую осуществляет Демпартия, чтобы предъявить обществу в качестве реальной альтернативы республиканцев. Но говорить о том, что ФБР работает вне политической ситуации [7], вне, к примеру, идущей войны спецслужб (которой, к примеру, посвящена подробная книга политолога Сергея Кургиняна «Слабость силы. Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания» [11]), это значит либо впасть в маразм, либо в обывательские причитания, либо попросту придуряться, чтобы никак ненароком не задеть интересы «страны пребывания».
Примерно такой же уровень своих познаний, – напрочь примитивный, маразматическо-некомпетентный, – предъявляет нам армия, пасущихся по бескрайним просторам интернета, российских обывателей. Общий тон комментариев примерно таков: «опять Рашка вляпалась и поделом», «кровавая путинская гэбня не дает покоя открытому американскому обществу и рядовому американскому демократу нобелевскому лауреату мира Бараку Обаме творить в мире добро», «путинярня умеет выслеживать только старушек – ни на что большее она не способна», «ну наконец-то в Ясенево кто-нибудь получит под зад коленом», «никакие это не шпионы, а просто чьи-то блатняки, которым СВР пересылала бабки для безбедной жизни в Штатах». В общем, достаточно много комментариев интеллигентско-перестроечного типа, напоминающего демшизу, только теперь демократизм ассоциируется не столько с антикоммунизмом, сколько с махровым антипутинизмом. Либеральная братия вытеснена в интернет, в блогосферу и там отводит душу.
Учитывая этот смрад либеральных интеллигентских кухонь, разнесенных по всему интернету, считаем, что необходимо заявить следующее:
1. Внешней разведкой с незапамятных времен обладает любое государство, претендующее на политическое влияние в регионе или мире. Разницы между демократическими и недемократическими государствами здесь особо большой нет. Наоборот, с распадом СССР на территории России работала масса западных шпионов, к примеру, в аппарате у А.Б. Чубайса. Не говоря уже о той части западного «шпионата», которая с легкостью добывала научно-техническую информацию в до основания разрушенной сверхдержаве и колотила на этом большие капиталы.
2. Внешняя разведка России против США вполне обоснована. Никакой другой подлинно гражданской позиции быть в нынешних условиях просто не может. Альтернатива ей – демшиза, либеральный маразм и нещадно предательская антигосударственность, уже приведшая к краху государства в 1991 г. В подобной «альтернативе» нет ничего позитивного, а сплошное диссидентское презрение к стране, чистоплюйство и низкопоклонство перед Западом, которое очень дорого обходится русскому народу.
3. Говорить об обрушении профессионализма СВР на примере задержанных 11 человек не приходится, хотя бы уже по той простой причине, что а) все слишком напоминает клишированный кинофильм, снятый американцами на скорую руку, из-за чего в нем «дюже богато штампов», б) нет до конца 100%-ных оснований считать, что 11 человек – настоящие шпионы, а не «куры, попавшие в ощип» за свои серые финансовые делишки средне-мелкого пошиба и подверстанные под дату и под тему, чтобы раздуть большой «шпионский скандал».
Действительно, множественные указания на допотопность методов и непрофессионализм «русских шпионов» может говорить не столько о падении уровня СВР (хотя частично и по объективным причинам из-за распада СССР и изменения реальности он произошел), сколько о том, что «взяты» не шпионы, а преимущественно какая-то «мелочевка», возможно шпионский "ширпотреб". Основание к тому, чтобы так полагать мы находим в ошибочности логики, согласно которой уровень спецслужб в России не высок. Да он не такой как в СССР, но если он столь не высок, как об этом вопят все "либерально-интеллгентские кухни Интернета", то почему США нагнетают антироссийскую и антипутинскую истерию (как, к примеру, в дни войны в Южной Осетии), а не просто перекроют кислород или прижмут «чекистов» к ногтю?
Значит он не так уж и не высок. Хотя и поводов для надувания щек последние 20-30 лет в данном вопросе у нас просто нет.
Кроме того, на серьезном экспертном уровне нельзя не понимать проблемы, которые испытывает американское спецслужбистское сообщество. Во-первых, его компетентность по ряду направлений вызывает серьезные сомнения. Так, к примеру, можно говорить, что США ориентированы на краткосрочные разведывательные действия (это отнюдь не британская стратегическая разведка, «интелидженс») и чересчур уж увлеклись информационно-технологическими новинками в ущерб умению использовать человеческий фактор и проникать в самые потаенные места. Такие оценки существуют. Во-вторых, в США наблюдается конфликт спецслужб [11], которых там насчитывается порядка 16 штук (ЦРУ, ФБР, АНБ, РУМО, Министерство внутренней безопасности, Департамент оперативной контрразведки, Национальное агентство США по разведке земной поверхности, Национальный центр рекогносцировки (военно-космическая разведка), армейская разведка, военно-морская разведка, разведка военно-воздушных сил, разведка морской пехоты и т.д.) (это не считая ряда надведомственных структур) [11], а призванное координировать их деятельность ведомство (национальная разведка) получило название «бюрократический кошмар» [10]. Забюрократизированность – еще одна из проблем американских спецслужб.
США – одна из наиболее сильно напичканных спецслужбами стран мира. И тут не должно быть никаких иллюзий, особенно либерально-интеллигентских в духе перестройки. В том числе не должно быть иллюзий касательно качества этой разведки по определенным типам операций, т.к. количество служб, скорее всего, обратно пропорционально их качеству. Разросшийся спецслужбистский аппарат огромен, но врядли соразмерен уровню своей эффективности. Проще говоря, американская разведка берет не качеством, а количеством (служб, денег и т.д.). Именно об этом говорит анализ.
Однако вернемся к скандалу. Вместо того, чтобы подождать с его раскруткой, всё устроили через пару дней после визита Медведева в США.
Если бы на Медведева примитивно хотели оказать давление, получить преимущества в диалоге с ним, то разоблачить шпионов должны были до приезда или даже во время него. Однако сделано это было после визита.
В этой связи можно предположить, что противники перезагрузки в США оказались недовольны какими-то договоренностями между Медведевым и Обамой и поспешили по горячим следам изменить настроения в обществах и элитах. Возможно, Медведев и Обама договорились о чем-то, что связано с усилением перезагрузки, что явно повергло «антиперезагрузчиков» в недовольство.
В принципе так вполне могло быть. Но чтобы ответить на вопрос, было ли так, нужно задаться вопросом о том, что такое перезагрузка в понимании США. Одно дело «перезагрузка», а другое дело – скрываемая за ней реальная сущность американской стратегии в отношении России.
Верят ли американские элиты в перезагрузку? Как они к ней относятся? Зачем она им нужна? Есть ли там вот это деление на две партии, которые за и против перезагрузки?
Ответ на один только последний вопрос потребует довольно глубокого и весьма своеобразного анализа. Дабы не вдаваться в подробности, скажем одно: различия во внешнеполитической стратегии крупных игроков на этом пространстве в США не очень велико. Оно есть, но не очень велико. По вопросам внешней политики американцы если не едины, то очень близки (не в пример России). Но вот по вопросам России они еще ближе друг к другу. И это хорошо видно: в Штатах у России друзей нет, а значит перезагрузка – это не стратегическое партнерство России и США, а очередное стратегическое надувательство. Примерно таким надувательством Штаты уже однажды «обули» М.Горбачева и теперь хотят «обуть» Д.Медведева.
Если это так (а многое говорит об этом, даже похожесть «перезагрузки» на горбачевскую перестройку в ее международных течениях), то никаких реальных партий «за» и «против» перезагрузки в США нет. Есть одна партия, желающая обворожить либерально и прозаподно мыслящего Д.Медведева и повторить все то же, что сделал Рейган с Горбачевым. В этом и вся игра в «перезагрузку»: попытаться обыграть Россию, усыпив ее бдительность декларациями о стратегическом партнерстве.
И тут уже можно говорить об отдельных подгруппах среди американской элиты. Но различия между ними врядли стоит преувеличивать, ища в них пространство для обнаружения стратегических партнеров. Их для России в Штатах нет.
Так, одно из множества мнений сводится к тому, что ФБР занималось подготовкой «шпионского скандала» во многом для того, чтобы усилить позиции президента Медведева против «силовиков» [1]. В переводе на понятный язык это значит только одно: американцы через этот «шпионский скандал» пытаются развести Медведева и Путина. Это мотивационное направление американцев учуяли слишком многие. К примеру, информационное табло газеты "Завтра" оповещает: «Источники в околоправительственных кругах предупреждают, что после визита Дмитрия Медведева в США значительно повысилась вероятность того, что кабинет министров во главе с Владимиром Путиным будет отправлен в отставку "еще до конца лета". Поводом для этой акции якобы должна стать ситуация, "от которой Россия содрогнётся: крупный коррупционно-финансовый провал, техногенная катастрофа, масштабный теракт или даже восстание сепаратистов в одной из национальных республик». По некоторым прикидкам [2; 4], доводка «шпионского скандала» в России до ума может привести к тому, что будут вскрыты операции по отмыванию денег крупными российскими чиновниками при участии разоблаченных в США шпионов, что и могло бы стать поводом для отставки правительства. И достижения главной цели американцев – разводке Медведева и Путина, обострения отношений между ними по модели 93-го года, когда противостояние между президентом и парламентом (а он у нас благодаря «Единой России» пропутинский) привело к кровопролитию и прохождению барьера, за которым новый этап сползания страны в «либеральный регресс».
К тому же обнаружить серые схемы отмывания денег, если это настоящие шпионы (или хотя бы средне-мелкие финансовые дельцы, пришитые к теме), а не «куры, попавшие в ощип», будет не сложно, потому как разведка практически всегда сопряжена с непрозрачным финансированием, соответствующими серыми схемам и т.п. В общем, есть над чем подзадуматься. И, прежде всего над тем, что «шпионский скандал» нужен США, чтобы спровоцировать наращивание напряжения между Путиным и Медведевым и открыть дорогу к разрушению страны как логическому завершению перестройки-перезагрузки.
Список источников и литературы
1. Шпионский скандал и последние тенденции американо-российских отношений ("Turkish Weekly", Турция) // http://www.inosmi.ru/usa/20100707/161113661.html.
3. Шпионский бартер как символ "перезагрузки" // http://rus.ruvr.ru/2010/07/09/11851039.html.
4. Массовый обмен шпионами: прецедент создан // http://www1.voanews.com/russian/news/Spy-Scandel-Massive-Exchange-2010-07-09-98101664.html.
7. http://www1.voanews.com/russian/news/Kalugin-Russia-Spy-scandal-2010-01-07-97633499.html?refresh=1.
10. Лицо недели. Мир. Неделя 24 c 07.06.2010 по 13.06.2010 // http://kurginyan.ru/week.shtml?m=06&y=2010&cat=15&wid=545.
12. Кургинян, С. Слабость силы. Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания. – М.: ЭТЦ, 2007. – 392 с.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Комментарии
Слишком много воды
Выжимайте свою аналитику перед развешиванием в СМИ. Факты: американцы предложили нам дружбу, мы реверансом сделали жесткие заявления по Ирану, показали что призрачная дружба с США для русских важнее всех слабых и нищих наших союзников, американцы же ничего даже не обещали (насчет Польши или прибалтийского апартеида например), как Горби на словах, просто поманили пальцем дурачков и не просчитались. После постсаммитовского оскорбления Медведев помчался в Ставрополье намекать что у нас тоже есть птица, и наши партнеры должны соблюдать "законы Онищенко", дезавуировал заявления по Ирану, встретился на дне рождения Нурсултана с Лукашенко. Вообщем некрасиво сделал карте не место. Вы размазываете смысл, кризис показал что мир прост и жесток (на первый слог ударение),а вся демократия - спектакль для слабоумных.